Главная
/
Сервисная служба
/
Документация и программное обеспечение
/
Статьи
/
Всё про весоизмерительное оборудование
/
Высокопроизводительные лотковые дозаторы для загрузки зерна на транспорт

Высокопроизводительные лотковые дозаторы для загрузки зерна на транспорт

Высокопроизводительные лотковые дозаторы для загрузки зерна на транспорт
Штительман Б.А.
Кандидат технических наук,
Ведущий специалист
ЗАО «Весоизмерительная компания «Тензо-М»

ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ ЛОТКОВЫЕ ДОЗАТОРЫ ДЛЯ ЗАГРУЗКИ ЗЕРНА НА ТРАНСПОРТ

Перегруз железнодорожных вагонов сверх заявленной грузоподъёмности – серьёзнейшее нарушение правил перевозки. Статья 120 Устава железных дорог РФ предусматривает за это жёсткие санкции: штраф в размере пятикратной стоимости перевозки всего материала в перегруженном вагоне и компенсация материального ущерба при авариях с участием перегруженного транспорта. В последнее время похожие штрафные санкции за сверхнормативную перегрузку колесных осей установлены также для большегрузного автомобильного транспорта.

Эта проблема особенно актуальна для элеваторов и зернохранилищ, отгружающих зерно на железнодорожный и автомобильный транспорт. Точки отгрузки зерна, где транспортное средство устанавливается на весы, очень немногочисленны. Такие точки позволяют не допускать перегруза и вести коммерческий учёт отгрузки, но они стоят дорого и не везде их можно установить.

Alfa

Рис 1. Дозатор зерна «Альфа» ДЛТ: а – ДЛТ-100М; б – ДЛТ-250

Штатные бункерные весы в СОБ, через которые должна осуществляться погрузка, на большинстве железобетонных элеваторов пришли в негодность и были демонтированы. Лишь на немногих элеваторах их не так давно начали заменять на электронные автоматические весы «Сигма» производства «Тензо-М». А в большинстве проектов вновь строящихся металлических элеваторов, как ни странно, автоматические бункерные весы вообще не предусмотрены.

Как правило, на предприятии существует несколько точек отгрузки, при  единственных вагонных весах на подъездных путях и автовесах, расположенных у ворот, для коммерческого учёта. Загруженные вагоны и автомобили взвешивают по факту. Если выявлен перегруз, то, чтобы избежать штрафа, приходится отправлять их с весов к точкам приёма зерна, т.е. выгружать излишки.

Главная причина перегруза в подобных случаях – погрузка с ручным управлением, «на глазок» по уровню зерна в вагоне или кузове. При обычной производительности погрузки вагонов порядка 100–150т/ч невозможнотребовать от грузчиков заполнения вагона с погрешностью, меньшей, чем 5–10% по отношению к массе, указанной в бортовом трафарете вагона. Стремясь не допустить перегруза, персонал зачастую снижает производительность потока, увеличивая тем самым продолжительность простоя вагонов.

В отсутствие статических или бункерных весов в точке погрузки радикальным способом повышения точности и сокращения времени загрузки вагонов и других средств перевозки сыпучих грузов является автоматизированное весовое дозирование с применением интегрирующих расходомеров-дозаторов.

По сравнению с вагонными, автомобильными и бункерными весами лотковые устройства очень просты в эксплуатации, компактны, недороги, легко встраиваются в технологические коммуникации. Производительность потока измеряется по давлению струи зернового потока на лоток с тензодатчиком. Количество прошедшего через расходомер продукта определяется путём суммирования (интегрирования) показаний расходомера по времени. Реальная погрешность этих устройств составляет до 2% (верхний предел измерения) и может быть снижена до 1–1,5% путём тщательной градуировки расходомеров на месте установки по простой методике. Программное обеспечение современных расходомеров обеспечивает не только вычисление массы продукта, но и выдачу дискретного сигнала в момент совпадения фактического значения массы с заданным. Если использовать этот сигнал для дистанционного управления запорной арматурой выпуска зерна из бункера или транспортным оборудованием, то расходомер становится дискретным весовым дозатором. Функция дискретного дозирования предусмотрена и в лотковых дозаторах непрерывного действия, так как в их состав входит регулирующая заслонка, отсекающая подачу зерна при достижении заданной массы.

Именно для решения задач автоматизации погрузки зерна в транспорт нами были разработаны и в 2016г. поступили в продажу два новых высокопроизводительных дозатора типа «Альфа» исполнений ДЛТ – 100М (рис. 1, а) и ДЛТ – 250 (рис. 1, б). На элеваторах они найдут применение, в первую очередь, для дискретно-непрерывного весового дозирования зерна: ДЛТ-100М преимущественно для погрузки зерна в автотранспорт, ДЛТ-250 – в вагоны-зерновозы. Дозаторы могут быть также с успехом использованы для стабилизации нагрузки на мощные транспортно-технологические линии и машины. В частности, для весового дозирования в потоке помольных смесей на элеваторах, где для подъёма используется нория производительностью 175т/ч, предназначен дозатор ДЛТ-100М, а для маршрутов с производительностью 350 т/ч – ДЛТ-250.

Все дозаторы «Альфа-ДЛТ» состоят из лоткового расходомера с размещённой непосредственно над лотком электроуправляемой секторной заслонкой (так называемое измерительно-дозирующее устройство – ИДУ) и универсального пульта управления загрузкой (ПУ) – рис. 2. Основные технические характеристики дозаторов приведены в таблице.

Технические характеристики лотковых дозаторов
Показатель ДЛТ-100М ДЛТ-250
Наибольшие пределы дозирования для зерна пшеницы (0.78 т/м3), т/ч 100 250
Глубина регулирования производительности 1:2
Относительная погрешность стабилизации производительности и дозирования массы, % 1,5 - 2
Количество переключаемых калибровок 8
Количество счётчиков массы 2 (оперативный и фискальный)
Время полного хода привода заслонки, с 10
Питание 220В 50Гц 50ВА
Мощность, ВА 50 200
Габаритные размеры ИДУ, мм, не более:
    высота
    ширина
    глубина

510
708
610

700
820
700
Масса с ПУ, кг 70 110
Степень защиты от воздействий среды IP65
Диапазон рабочих температур  ◦С -30…..+40
Связь с АСУ ТП RS-485 ModbusRTU / альтернативно – ввод/вывод 4–20 ма;
спецзаказ – ProfibusDP

Alfa pult

Рис 2. Универсальный пульт управления дозаторов типа «Альфа-ДЛТ»

В системах автоматизированной загрузки транспорта на элеваторах дозаторы устанавливают под оперативными бункерами СОБ или специально выделенными силосами и осуществляют непрерывно-дискретное весовое дозирование, т.е. выпуск заданного количества зерна с  заданной производительностью. К необходимости применения стабилизации производительности в диапазоне 200–250 т/ч при дискретном весовом дозировании мы пришли на основании обширного опыта, накопленного при автоматизации погрузки в вагоны-хопперы сухого  песка и зерновых культур с помощью лотковых расходомеров и управляемых ими задвижек с электроприводом.

В реальных условиях всегда имеет место несогласованность производительностей загрузки бункера продуктом с маршрута и выгрузки его через задвижку. При этом уровень зерна в бункере изменяется произвольно. Снижение уровня до некоторого минимального предела приводит к хорошо известному специалистам срыву устойчивого истечения через выпускное отверстие. В результате скорость и производительность потока, падающего на лоток расходомера, неконтролируемо меняется, что резко увеличивает погрешность измерения расхода. Как следствие, возрастает и ошибка массы дозы, по опытным данным – в разы относительно паспортной величины.

Избежать этих проблем позволяет автоматическая стабилизация производительности выпуска зерна из оперативного бункера в процессе загрузки транспортного средства.

С учётом вышеизложенного, оптимальной представляется организация участка погрузки зерна, например, в вагон (рис. 3). В системе управления дозатором дополнительно предусмотрена функция автоматического регулирования уровня между датчиками промежуточного (ПУ) и нижнего предельного (НУ) уровней зерна в бункере. Алгоритм регулирования предусматривает прекращение выпуска зерна при снижении уровня ниже НУ и возобновление – при заполнении бункера до ПУ. Когда зерно находится между нижним и промежуточным уровнями, производительность стабилизирована. При этом её среднее значение за время погрузки (с учётом пауз) всегда равно производительности маршрута подачи зерна в бункер. Происходит автоматическое согласование нагрузок, что позволяет загрузить вагон за минимально возможное по эксплуатационным условиям время, а маршрут подачи зерна в бункер работает без остановки. Постоянное наличие зерна над дозатором обеспечивает точное дозирование в основной период погрузки, а при зачистке бункера стабилизация производительности сводит к минимуму погрешность вычисления массы.

Alfa scheme

Рис 3. Схема погрузки зерна в желез- нодорожный транспорт с помощью дозатора «Альфа-ДЛТ»:
1 – измерительно-дозирующее устройство; 2 – пульт управления

Процесс погрузки автоматизирован. Пульт управления устанавливается непосредственно в точке погрузки. Оператор вносит в весовой прибор дозатора заданное значение отгружаемой массы и, подготовив транспорт к погрузке, нажимает на пусковую кнопку. При наличии зерна между ВУ и ПУ открывается заслонка дозатора и через 5–7 с устанавливается заданная производительность. Переключая индикатор прибора, оператор наблюдает за тем, с какой производительностью идёт загрузка и сколько зерна уже загружено. При необходимости передвинуть транспортное средство оператор прерывает загрузку с помощью специальной кнопки «Пауза». При прохождении через дозатор заданного количества зерна погрузка автоматически останавливается и загорается световой сигнал.

Практическая погрешность дозирования в описанной системе лежит в пределах 1–1,5% от фактической массы, загруженной в вагон, что позволяет избежать нежелательного перегруза.

 

Литература
1. Сенянский М.В. Автоматизированное весовое дозирование помольных смесей / М. В. Сенянский, К. Е. Солнцев, Б. А. Штительман // Хлебопродукты. – 2007. № 8. – С. 35–36; № 9. – С. 31–32.
2. Штительман Б.А. Стабилизация процесса подготовки зерна к помолу с помощью дозаторов непрерывного действия / Б. А. Штительман // Хлебопродукты. – 2013. № 1. – С. 27–29.

Информация взята с сайта компании Тензо-М (www.tenso-m.ru)

Уточнить наличие
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:
*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:
*
это поле обязательно для заполнения
Комментарий:
*
это поле обязательно для заполнения
Галочка
*
Спасибо! Форма отправлена